Административное правонарушение — состав и виды

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Административное правонарушение — состав и виды" с комментариями профессионалов. В данной статье собран и систематизирован весь имеющийся материал интернета и предоставлен в удобном виде.

Административное правонарушение — состав и виды

Что включает в себя понятие административного правонарушения, признаки и административная ответственность

Понятиеадминистративного правонарушениясодержится в ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Административным правонарушением является деяние, имеющее следующую совокупность характеристик:

  • Противоправность. Предполагается, что посредством совершения деяния были нарушены какие-либо нормы, установленные законом.
  • Виновность. Считается, что действие или бездействие реализовано при наличии вины, выраженной в форме умысла или неосторожности. Таким образом, виновное деяние осуществляется либо умышленно, либо по неосторожности (ст. 2.2 закона № 195-ФЗ).
  • Наказуемость. Предполагается, что административное правонарушение влечет за собой ответственность, предусмотренную положениями закона № 195-ФЗ или нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

Ответственность гражданина за административное правонарушение наступает по достижении им 16 лет. Если административное правонарушение было совершено лицом старше 16, но младше 18 лет, оно может избежать административной ответственности при применении по отношении к нему положений законодательства о правах несовершеннолетних (ст. 2.3 закона № 195-ФЗ). По итогам изучения материалов об административном правонарушенииоформляется постановление о назначении наказания или о прекращении процесса .

С учетом сроков решения суда по делам об административных нарушениях могут быть обжалованы в регламентированном законом порядке.

Административное правонарушение: какая классификация признается КоАП РФ

Виды административных правонарушений систематизированы в разделе II «Особенная часть» закона № 195-ФЗ. Согласно имеющейся классификации, административное правонарушение может быть отнесено к одной из следующих групп правонарушений:

  • посягающие на права граждан;
  • посягающие на здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое и общественное состояние;
  • в сфере охраны собственности;
  • в сфере защиты окружающей среды и использования природных ресурсов;
  • в промышленной, строительной и энергетической сферах;
  • в сельскохозяйственной, ветеринарной сферах, а также в области законодательства о мелиорации земельных ресурсов;
  • в сфере использования транспорта;
  • в области безопасности дорожного движения;
  • в сфере связи и информационных технологий;
  • в области предпринимательства и деятельности СРО;
  • в финансовой и налоговой сферах, в области страхового дела и рынка ценных бумаг;
  • нарушение таможенных правил;
  • посягающие на институты госвласти;
  • в сфере защиты госграницы РФ и обеспечения порядка нахождения на территории страны лиц без гражданства или граждан иной страны;
  • против порядка управления;
  • посягающие на установленный порядок в обществе и безопасность общества.

Юридический состав административного правонарушения: субъективная и объективная сторона, субъект, объект

Состав административного правонарушения — это регламентированный законодательными актами комплекс свойств, при обнаружении которых деяние квалифицируется как административное правонарушение. Наличие всех элементов состава представляет собой единственно возможное основание для применения ответственности за административное правонарушение.

Элементами составаправонарушения (т. е. установленными свойствами одного типа) являются:

  • объект — комплекс отношений, установленных в обществе, нормы которого были нарушены в связи с совершением деяния;
  • объективная сторона — характеристики деяния, отвечающие за внешнее выражение административного правонарушения;
  • субъект — лицо (гражданин или организация), совершившее деяние, квалифицируемое как административное правонарушение;
  • субъективная сторона — восприятие субъектом административного правонарушения своей вины, итогов своих деяний.

Событие административного правонарушения —это что?

Согласно п. 1 ст. 24.5 закона № 195-ФЗ при отсутствии события административного правонарушения производство по материалам дела не начинается, а уже запущенный процесс разбирательства должен быть прекращен.

Событие административного правонарушения — это реальный факт совершения неким лицом деяния, за которое КоАП РФ предусматривает ответственность. Факт события должен быть зафиксирован в протоколе об административном правонарушении, так же как и описание места его совершения (п. 2 ст. 28.2 закона № 195-ФЗ).

В дальнейшем такой протокол может быть представлен как источник доказательств по делу об административном правонарушении(п. 2 ст. 26.2 закона № 195-ФЗ). Составленный ненадлежащим образом протокол может быть обжалован .

Место совершения административного правонарушения

Местом совершения административного правонарушения признается территория, географическая точка:

  • где произошло деяние, нарушающее нормы, установленные КоАП, независимо от места наступления последствий такого нарушения;
  • для нарушения длящегося вида — место обнаружения, пресечения противоправного деяния;
  • в случае выражения нарушения в форме бездействия — место, где должны были быть реализованы предписанные действия или возложенная обязанность (подп. «з» п. 3 постановления пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» от 24.03.2005 № 5).

Материалы дела по такому нарушению рассматриваются по месту его совершения. Дело может изучаться по месту проживания лица, в отношении которого оно возбуждено, если такое лицо подаст соответствующее ходатайство (п. 1 ст. 29.5 закона №195-ФЗ).

Отличие административного правонарушения от преступления: примеры

Преступление — это, как и административное правонарушение, виновное и противоправное деяние. В отличие от административного проступка оно имеет дополнительные характеристики: опасность для общества и назначение наказания за его совершение исключительно согласно Уголовному кодексу РФ от 13.06.1996 № 63 (п. 1 ст. 14 закона № 63-ФЗ). К уголовной ответственности привлекаются только физические лица.

Некоторые деяния могут иметь все признаки преступления, однако из-за своей незначительности не способны нести опасных последствий для общества, поэтому преступлением не именуются (п. 2 ст. 14 УК РФ).

Примером могут послужить мелкие хищения в форме кражи имущества, принадлежащего иному лицу. Если стоимость украденного таким способом не превышает 1 000 руб., такое деяние квалифицируется как административное правонарушение(примечание к ст. 7.27 закона № 195-ФЗ), если превышает — как преступление.

Таким образом, понятие и состав административного правонарушения регламентированы законом № 195-ФЗ. Указанные признаки административного правонарушения для его квалификации должны присутствовать одновременно.

Административное правонарушение (понятие, признаки, состав) отлично от других видов правонарушений, например уголовных. Однако в зависимости от степени нанесенного вреда одно и то же деяние может быть квалифицировано и как административное правонарушение, и как уголовное.

Административное правонарушение — состав и виды

16.2. Состав административного правонарушения: понятие, элементы, виды

Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

Элементы состава административного правонарушения:

1) объект административного правонарушения;

2) объективная сторона административного правонарушения;

3) субъект административного правонарушения;

4) субъективная сторона административного правонарушения.

Значение состава административного правонарушения состоит в том, что он является основанием для административной ответственности. При отсутствии в деянии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

Читайте так же:  Как оформить аванс при продаже квартиры

По степени общественной опасности состав административного правонарушения может быть основным, с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный), с особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный).

По способу описания признаков состава он бывает простым (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму вины) или сложным (содержит описание некоторых правонарушений, нескольких объектов, нескольких форм вины).

В зависимости от особенной законодательной конституции, связанной с определением момента окончания правонарушения, состав делится на материальный (считается оконченным с момента наступления установленных в законе последствий) и формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не требует наступления конкретных последствий).

Что такое административное правонарушение?

В Российском сборнике законов достаточно много места отведено для трактовки различных нормативных понятий. Среди них и термин «административное правонарушение». Что это такое? Какие деяния подпадают под данную категорию? Чем это чревато? Об этом мы и поговорим в данной статье. Мы подробно разберем, что собой представляет административное правонарушение (примеры преступлений будут приведены в обязательном порядке) и какого наказания следует ожидать за содеянное.

Механизм регулирования

Для реализации юридических норм необходимо создать соответствующие отношения. Это неотъемлемый элемент механизма правого государственного регулирования. Кодекс об административных правонарушениях (РК) стал катализатором в проблеме административно-процессуальных взаимоотношений между разными субъектами в юридическом поле. В связи с этим произошли некоторые трансформации в определениях. Пересмотрено и такое понятие, как административное правонарушение. По сути, это акт целенаправленного поведения, которое представлено в двух формах: действии и бездействии. Органами от исполнительной власти должны реализовываться различного рода нормы, связанные с разными преступлениями. Такая деятельность больше носит государственно-управленческий характер. Все действия, связанные с Кодексом, необходимо рассматривать с процессуальных позиций.

Определение

Что такое административное правонарушение? Под этим определением понимают деяние, посягающее на общественный либо государственный порядок или права и свободы граждан, на имеющуюся структуру управления. Это противозаконное действие или бездействие. Административное правонарушение носит антиобщественный характер. В качестве возмездия законодательство предусматривает соответствующие санкции.

В каких случаях наступает ответственность?

Административное правонарушение должно быть доказано. При этом гражданин не обязан отстаивать свою правоту. В случае если его проступок признан противозаконным на основании свидетельств и доказательств, то это повлечет административную ответственность. Этот вид наказания не считается уголовным. Как правило, такого рода дела не предусматривают лишения свободы.

Виды преступлений

Административное правонарушение может совершаться в первый раз или являться рецидивом. В первом случае к гражданину могут проявить снисхождение. В качестве наказания при этом используют предупреждение. Если же человек привлекается не единожды, то наказание будет более строгим, в соответствии с законодательством. К административным правонарушениям следует отнести, например, распитие алкогольных напитков с несовершеннолетними, курение в общественном месте, нахождение в состоянии алкогольного опьянения. Проступки могут носить различный, в том числе и комплексный характер, быть как дисциплинарными, так и административными одновременно. Еще одним примером является нарушение правил охраны природных ресурсов. Социальная значимость деяния является антиобщественной, если причиняет вред гражданам, обществу или государству.

Противоправность действия

Только Кодекс об административных правонарушениях (РК) определяет, какое деяние может расцениваться как антиобщественное. Следовательно, не все такие действия могут содержать признаки преступления. Противоправность может быть только в совершенном деянии, нарушающем нормы права. Они могут быть не только административными, но и взаимодействовать с некоторыми другими отраслями. Соблюдение данных норм охраняется мерами об ответственности административного характера.

Ответственность

Проступок не должен оставаться безнаказанным. Административная ответственность — это вид юридического наказания. Она наступает в том случае, если человек не выполнил каких-либо обязательств со своей стороны, которые были ему вменены. Виновность действия предполагает умышленность или неосторожность. Присутствие вины — обязательный признак состава административного правонарушения. При отсутствии какого-либо из компонентов вероятно исключение ответственности за злодеяние. Следует различать признаки административного правонарушения от юридического состава преступления. Этот вопрос имеет несомненное практическое значение. При всех признаках может и отсутствовать состав административного правонарушения.

В каких случаях наказание не предусмотрено

Например, лицо, не достигшее 16 лет, нарушило правила ПДД. Административное правонарушение было совершено – факт злодеяния есть. Однако человека нельзя привлечь к ответственности, так как в его действии отсутствует состав правонарушения административного характера. В соответствии с законодательством, к ответственности можно привлечь лицо, которое достигло 16 лет. Важно понимать, чем отличается состав административного правонарушения от смежных с ним преступлений. Разберемся с понятием. Составом административного правонарушения считается совокупность закрепленных нормативно-правовых актов. Если имеются таковые, то можно привлечь гражданина к ответственности, наложив на него соответствующее наказание.

[1]

Элементы состава преступления

Объект, субъект, объективная и субъективная сторона – вот основные компоненты. Рассмотрим их подробнее. Объект представляет собой общественные отношения. Они регулируются нормами права и охраняются мерами ответственности. В качестве объектов выступают нормы, требования закона и отдельные положения и акты. К примеру, хулиганство может выражаться в посягательстве на общественную безопасность. Законом не предусмотрено прямого запрета на совершение этого действия. Но наказанию преступник, тем не менее, подвергается. Это обеспечивается законодательно посредством административной ответственности.

Объективная сторона

Этот компонент содержит в себе действие или бездействие, запрещенное административным правом. Что это значит? Действие или бездействие не может «покушаться» на определенные общественные отношения. В законодательстве фиксируются элементы, содержащие объективную сторону административного правонарушения. Повторяемость одного действия либо бездействия служит главным условием для того, чтобы признать какое-либо деяние преступлением, имеющим место быть. Повторное совершение злодеяния в законодательстве — это отягчающий факт. За ним может последовать более жесткое наказание. Повторное действие следует отличать от неоднократного. Также в рамках административного законодательства следует разделить длящееся и прекратившееся деяния.

К этой категории следует отнести физических и юридических лиц. Все субъекты разделены на 3 категории: общую, особую и специальную. В первую группу входят вменяемые граждане, возраст которых – от 16 лет. В качестве специального субъекта может выступать должностное лицо, родитель (либо оба), иностранец, находящийся на территории РФ и не пользующийся дипломатическим иммунитетом, а также лицо, не имеющее гражданства. К особой группе следует отнести военнослужащих, находящихся на сборах граждан, представители начальствующего либо рядового состава внутренних органов. За свои проступки эти люди несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами. Но, к примеру, за такие действия, как нарушение пограничного режима, ПДД, таможенных положений и правил и прочих они понесут наказание в соответствии с общими нормами права.

Читайте так же:  Каковы правовые последствия расторжения брака

Виды административных правонарушений и административной ответственности

Любое нарушение закона, даже если оно не несет опасности для общества, должно заканчиваться ответственностью. Она бывает разной. Административное правонарушение (понятие, виды вы будете узнавать по ходу статьи) тоже должно заканчиваться ответственностью, так как является негативным действием для общества. Наказание зависит от целей нарушителя, осознания последствий его действий. Существуют разные формы ответственности. Из этой статьи вы узнаете виды административных правонарушений и наказаний, которые за них можно получить.

Основные термины

Для начала следует рассмотреть все понятия, с которыми вам придется встретиться. Итак, административное право — это специальная отрасль юриспруденции, при помощи которой регулируются отношения сторон в сфере управления. В ней фиксируется большое количество совершенных деяний, запрещенных законом.

Административное правонарушение — это виновное действие (или его отсутствие), которое характеризуется посягательством физического или юридического лица на нормы общественного порядка, свободы и права граждан. За него полагается определенная ответственность.

Административное взыскание — это та мера, которая применяется к нарушителю. Она предполагает воспитательные цели. Ответственность за такие проступки наступает с 16 лет.

Правонарушение не стоит путать с преступлением. Проступок не является общественно опасным, хотя и может иметь определенные последствия.

Состав правонарушения и его виды

Эта информация является очень важной, так как именно от нее зависит степень будущей ответственности. Перед тем как рассмотреть виды административных правонарушений, нужно выяснить элементы его состава:

  • Объект. Это именно те общественные отношения, которые подверглись посягательству.
  • Объективная сторона. Она предполагает конкретно выраженные действия, которые нарушают установленные законом нормы.
  • Субъект. Это, собственно, то лицо, которое совершило поступок. При этом оно уже должно достичь 16-летнего возраста и быть вменяемым.
  • Субъективная сторона. Она предполагает собственное отношение лица к совершенному деянию.

Перед тем как рассмотреть виды административных правонарушений, необходимо обязательно узнать типы составов таких проступков. Их всего два: формальный (в этом случае достаточно самого действия, последствия при этом совсем не важны) и материальный (здесь основным показателем являются последствия и их взаимосвязь с совершенным нарушением).

В большинстве случаев можно наблюдать именно первый тип состава нарушения. Второй усматривается лишь тогда, когда есть какие-то последствия, связанные с уничтожением имущества.

Какие правонарушения являются административными?

Нужно сказать, что не все проступки регулируются КОАП. К ним относятся нарушения, осуществленные в сферах:

  • Охраны окружающей среды, здоровья, собственности.
  • Энергетики, промышленности, природопользования, строительства.
  • Ветеринарии, сельского хозяйства, мелиорации земель.
  • Дорожного движения и транспорта.
  • Информации и связи.
  • Предпринимательской деятельности и бизнеса.
  • Здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  • Защиты границ государства.
  • Общественного порядка и безопасности.
  • Армейского учета.

Именно эти виды административных правонарушений административное право рассматривает как такие, которые не могут быть отнесены к криминальным преступлениям. Хотя тут все зависит от формы вины и серьезности наступивших последствий.

Признаки административных проступков

Любое злодеяние имеет определенные особенности. Его признаки помогают определить не только состав действия, но и необходимость, а также размер ответственности. Среди них можно выделить такие:

  1. Вина. Без нее нет нарушения. Она тоже бывает разной: умышленной или неосторожной.
  2. Противоправность. Действия лица являются такими, которые нарушают установленные обществом нормы поведения.
  3. Наказуемость. Любое противоправное деяние должно предполагать ответственность. То есть если лицо совершило проступок, который имеет состав и признаки правонарушения, то оно должно быть наказано. Естественно, есть определенные случаи, при которых ответственность может не наступить.

Вполне понятно, что необходимо знать виды административных правонарушений, однако без признаков вы не сможете определить, является ли действие противозаконным.

Классификация злодеяний

Теперь следует рассмотреть виды административно-правовых правонарушений. Представленная классификация поможет вам познакомиться с ними более подробно:

1. В зависимости от той сферы, в которой были нарушены правила:

  • в экономической;
  • в социально-культурной;
  • в политическо-административной.

2. Относительно того объекта, на который было совершено посягательство: на государственный, общественный порядок, общественную безопасность, собственность, гражданские права и здоровье.

3. В зависимости от формы вины: умышленные или неосторожные.

4. По характеру осуществленного посягательства правонарушения бывают: в результате действия или его отсутствия.

5. В зависимости от того, каким субъектом был совершен проступок: индивидуальным или осуществленным юридическим лицом.

Как видите, КОАП (виды административных правонарушений рассматриваются именно этим кодексом) охватывает достаточно большую часть жизнедеятельности общества.

Субъект и субъективная сторона проступка

Теперь следует более подробно разобраться в составе злодеяния. Итак, как уже говорилось, субъект – это и есть то лицо, которое намеренно или случайно совершило действия, приведшие к нежелательным последствиям. Естественно, именно оно и должно отвечать за содеянное. Однако если все манипуляции воспроизводились в состоянии невменяемости, то виновный может избежать наказания. Что касается субъективной стороны проступка, то она тоже имеет свои элементы:

  1. Вина. Без нее нет нарушения.
  2. Цель. Это тот результат, к которому стремится человек или предполагает его.
  3. Мотив. Он является именно той движущей осознаваемой причиной, которая побуждает лицо действовать именно так, а не иначе.

Надо сказать, что бывают также специальные и особые субъекты. К первому типу относятся водители, должностные лица и несовершеннолетние. Второй вид включает военных и других людей, на которых распространяется действие положений дисциплинарного устава. Отдельные виды административных правонарушений требуют строго прописанных наказаний.

Объект и объективная сторона нарушения административного порядка

Видео (кликните для воспроизведения).

Какие виды административных правонарушений существуют, вы уже знаете. Теперь следует подробнее рассмотреть, что же такое объект и объективная сторона проступка. Итак, разберемся с первым термином. Объект – это есть тот порядок или отношения, которые давно урегулированы правовыми нормами и обязательны для выполнения каждым гражданином общества. Они охраняются специальными мерами ответственности. Кроме КОАП, такие отношения могут дополнительно регулироваться другими кодексами: экологическим, трудовым, земельным.

Что касается объективной стороны, то она является внешним проявлением нарушения установленного закона. Она включает в себя такие элементы: нежелательные последствия, которые наступили, а также деяние или бездействие, которое к ним привело. Еще одним признаком объективной стороны является взаимосвязь между нарушением и результатом. В противном случае нет состава проступка. Например, к объективной стороне можно отнести нарушение правил ПДД, которое проявляется в несоблюдении дистанции движения, требований дорожных знаков, превышении разрешенной скорости. Последствием таких действий может стать дорожно-транспортное происшествие или создание аварийной ситуации.

Читайте так же:  Образец допсоглашения об изменении реквизитов

Если говорить о материальном составе, то примером может быть нарушение пожарной безопасности, которое приводит к уничтожению или повреждению имущества. Естественно, в этом случае необходимо проводить расследование и собирать доказательства.

К объективной стороне относятся и другие компоненты, благодаря которым определяется вид ответственности: место и способ совершения деяния, характер проступка, а также злостность и повторность осуществления нарушения.

Понятие и цели административного взыскания

Виды административных правонарушений в РФ вы уже рассмотрели. Теперь следует поговорить об ответственности. Прежде всего, нужно уяснить само понятие административного взыскания. Это практическая форма выражения ответственности. Взыскание осуществляется, предполагая такие цели:

  • Предупредительную. Наказание как превентивная мера призвано обеспечить соблюдение установленных в обществе порядков. Любой человек, который захочет их нарушить, не станет этого делать, если будет знать, что понесет за это определенную ответственность.
  • Карательную. Нарушитель закона должен обязательно ответить за свои деяния.
  • Воспитательную.
  • Восстановительную. Если своими действиями лицо нанесло какой-либо ущерб, то он обязательно должен быть компенсирован.
  • Сигнализирующую.

Виды наказаний

Теперь следует рассмотреть вопрос о том, в каких формах взысканий выражается ответственность нарушителя перед обществом. Их не так уж и много. За разные виды административных правонарушений (КОАП РФ прописывает различные меры наказания) существует всего 7 основных типов взыскания:

Есть и дополнительные виды наказаний:

  • Дисквалификация. Может длиться от 3-х месяцев до 3-х лет.
  • Запрет на посещение различных соревнований.
  • Приостановление деятельности. Используется в том случае, если лицо, которое ведет бизнес, нарушает основные правила осуществления действий по его поддержанию и развитию, например не оформляет соответствующие юридические документы. Максимальный срок такого наказания составляет 90 дней.
  • Административное выдворение за пределы государства. Оно происходит под контролем специальных органов. Применяется такая мера в том случае, если лицо, не имеющее гражданства или являющееся подданным другой страны, совершило такое злодеяние, которое приравнивается к действиям должностных лиц. Такое наказание не касается военнослужащих. Принимать такое решение может только суд.

Как видите, административное правонарушение (понятие, виды и другие особенности мы рассмотрели ранее) не может остаться безнаказанным.

Особенности административной ответственности

Этот вопрос тоже является очень важным и необходимым для тех людей, которые не хотят попасть в неприятную историю. Так как виды административных правонарушений и административной ответственности вы уже знаете, нужно еще разобраться в их особенностях, которых достаточно много:

Вот и все. Теперь вы знаете, что такое административное правонарушение, понятие, состав, виды взысканий и другие сведения по этой теме. Несмотря на то, что судимости такие проступки за собой не влекут, все-таки не стоит их совершать. Будьте законопослушными гражданами. Удачи!

Понятие и виды составов административных правонарушений

Понятие административного правонарушения содержит общие социально-правовые признаки, присущие всем без исключения административным правонарушениям. Всем им присущи такие признаки как общественная опасность, противоправность, наказуемость и виновность деяния.

Однако каждый вид административного правонарушения имеет свои специфические признаки, характеризующие деяние, его последствия и личность правонарушителя. Их совокупность в юриспруденции получила название состава административного правонарушения. Именно в составах административных правонарушений конкретизируются общие признаки понятия административного правонарушения. Описание признаков состава того или иного административного правонарушения содержится в диспозициях статей Особенной части КоАП РФ и в соответствующих главах Законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Указания на иные признаки состава правонарушения – общие для всех административных правонарушений, содержатся в нормах Общей части КоАП. Поэтому правильное понимание содержания той или иной статьи Особенной части кодекса невозможно при ее изолированном рассмотрении, вне связи с другими нормами. Так, при отсутствии в тексте ст. 20.1 КоАП РФ указания на то, что изложенные в ней действия могут быть признаны правонарушением, если они совершены виновно, вменяемым лицом, достигшим шестнадцатилетнего возраста, подразумевается, что эти признаки органически входят в состав данного правонарушения, как и в состав любого другого правонарушения.

Однако не все признаки совершенного административного правонарушения имеют юридическое значение. К их числу относятся лишь те, которые в соответствии с законом определяют правовые последствия совершенного деяния. Наиболее важные из них, отражающие специфические свойства общественно опасных деяний, используются законодателем для конструирования составов тех или иных административных правонарушений. Закрепленные в норме права, эти признаки становятся обязательными. Отсутствие одного из указанных в правовой норме признаков состава означает, что лицо не совершило правонарушения, предусмотренного данной нормой.

Признаки, находящиеся за пределами состава, имеют важное значение для индивидуализации административного наказания, но не определяют наличие или отсутствие самого состава административного правонарушения.

Итак, состав административного правонарушения – это закрепленная в нормах права система признаков, при наличии которых общественно опасное деяние считается административным правонарушением.

В составе административного правонарушения выделяют объективные и субъективные признаки (элементы).

К объективным признакам состава относятся объект и объективная сторона. К субъективным признакам субъект и субъективная сторона.

В свою очередь среди объективных и субъективных признаков состава административного правонарушения имеются как обязательные, так и факультативные признаки.

Обязательные (конструктивные) признаки присущи всем без исключения составам (например, деяние, вина и др.).

Факультативными называют признаки, которые характерны лишь для некоторых составов административных правонарушений и, следовательно, не имеют юридического значения для правовой оценки (квалификации) других правонарушений (например, место, время, способ совершения правонарушения и др.).

Общественная опасность и противоправность не входят ни в одну из его сторон. Общественная опасность и противоправность – вторичные, производные свойства состава, на существование которых особым образом влияет каждый первичный признак любой его стороны.

Все вышеназванные признаки можно использовать при делении составов на виды.

Начиная группировку составов по их конструктивным признакам, следует отметить, что законодатель группирует составы по признаку родового объекта, который указан в названии глав Особенной части КоАП РФ. По наличию признака материального ущерба составы принято делить на материальные и формальные.

При группировке составов можно использовать и другие признаки объективной стороны. Например, по месту совершения правонарушения (общественное место и т.д.), по средствам совершения правонарушения (наркотические, транспортные и др.), по форме деяния (действие или бездействие), по количеству противоправный деяний перечисленных в составе на однозначные и альтернативные.

Читайте так же:  Затраты на внесудебную экспертизу в споре из договора оказания услуг взыскиваются как убытки

Большое значение имеет разграничение правонарушений по признакам субъекта (гражданин, должностное лицо, юридическое лицо), формам вины и др.

По признакам юридической техники нужно различать составы общие (общая нормы) и специальные (специальная норма). Если одно и тоже деяние подпадает под признаки общей и специальной нормы (например, ст. 14.1 и 20.16), то действует специальная норма.

Можно выделить составы с определенными и неопределенными признаками. Неопределенные признаки делятся на бланкетные и оценочные. Из бланкетных можно назвать такие как: нарушение санитарных правил,

законодательства о рекламе, нарушение сроков. Оценочные признаки предполагают их выведение правоприменителем из конкретной ситуации (например, ненадлежащее управление, грубое нарушение, оскорбительное приставание, злостное неповиновение, преднамеренное банкротство).

Дата добавления: 2015-05-08 ; просмотров: 1337 | Нарушение авторских прав

Понятие и состав административного правонарушения, виды составов.

В литературе выделяют три основания административной ответственности:

1) нормативное (нормативный акт, предусматривающий состав правонарушения);

2) фактическое (сам факт правонарушения);

3) процессуальное (акт полномочного органа или должностного лица).

Одной из отличительных черт каждого из существующих видов юридической ответственности является наличие самостоятельного фактического основания применения санкций. Уголовная ответственность применяется за преступление, административная – за административное правонарушение, дисциплинарная – за дисциплинарный проступок, хотя суще­ствуют исключения: так, некоторые правонарушения имеют сложный правовой характер, являясь одновременно дисциплинарными и административными. Они называются административно-дисциплинарными правонарушениями. О них нельзя говорить как об административных в «чистом» виде, хотя административная ответственность и в этих случаях наступает как за административное правонарушение.

[2]

Понятие административного правонарушения. Ст. 2.1. КоАП:«Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Это понятие охватывает собой следующие признаки административного правонарушения: 1) это деяние, то есть действие или бездействие, а не мысли, желания и иные проявления психической деятельности; 2) деяние антиобщественно, оно носит общественно вредный характер; 3) противоправность; 4) виновность; 5) установленная законодательством возможность применения административных наказаний (административная наказуемость) .

Реализация административных санкций не обязательно сопутствует административному правонарушению, но возможность их применения является его обязательным свойством. Например, военнослужащие призванные на сборы военнообязанные, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам, на основании которых на виновных налагаются дисциплинарные взыскания, но это не преобразует административные деликты в дисциплинарные.

Состав административного правонарушения. Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности. Например, административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста, поэтому если правонарушение совершено лицом, не достигшим 16-летнего возраста, то в его действии не будет состава административного правонарушения, так как он не является субъектом данного правонарушения.

Под составом административного правонарушения понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением. Учение о составе правонарушения, как и составе преступления, имеет большое значение. Во-первых, оно способствует выявлению наиболее существенных признаков антиобщественных деяний, разграничению их и установлению справедливых санкций. Во-вторых, оно помогает правоприменителям правильно квалифицировать правонарушения и избирать меры воздействия. В-третьих, позволяет понять закон.

Всякое деяние выступает как органичное единство внешней деятельности человека и его сознания, объективных и субъективных моментов (т.е., это система). В нем различают объект деятельности, ее внешнее проявление, субъект действий и его психическое отношение к деянию. В административном правонарушении также имеются четыре элемента (стороны): объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Из такого свойства как органичность (системность) вытекает важное следствие: если в деянии нет хотя бы одного из признаков, содержащихся в составе, то в нем нет и этого состава, то есть оно не может быть квалифицировано по конкретной статье закона, на основе нормы права, закрепляющей данный состав.

Наряду с признаками простых составов существуют квалифицирующие, то есть деяние должно быть квалифицировано по статье, предусматривающей более суровое наказание (например, при повторности, наличии вредных последствий, или совершении деяния должностным лицом). Например, мелкое хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию представителя власти – ч.2 ст. 20.1 КоАП РФ.

По особенности конструкции различают материальные и формальные виды составов. Материальные составы, в которых содержится такой признак, как наступление вредных материальных последствий и описывается действие, обязательно влекущее такие последствия. Формальные — составы, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, нарушение законодательства о труде и законодательства об охране труда, нарушение правил пожарной безопасности и т.п.). Большинство составов в административном праве – формальные.

В зависимости от степени обобщения признаков составы правонарушений подразделяются на обобщенные и казуистичные, то есть состав охватывает сравнительно узкую группу деяний (например, ответственность за невыполнение или нарушение коллективного договора, соглашения; ответственность за непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений; повреждение линий связи, электросетей и т.п.). В качестве примера обобщенного состава можно назвать такой состав, как мелкое хулиганство.

Элементы состава административного правонарушения.

Объективная сторона состава правонарушения – это система предусмотренных нормой административного права признаков, характеризующих внешнюю сторону административного правонарушения. Объективная сторона административного правонарушения проявляется в действии или бездействии, влекущем возникновение административного деликта. Противоправное деяние может быть простым и сложным, последнее может быть представлено совокупностью действий, растянутых во времени, либо совершается группой, содержание объективной стороны может включать характер действия – неоднократность, повторность, длящееся нарушение. Повторность означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородных правонарушений, за которое оно уже подвергалось административному наказанию. Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за административные правонарушения. Длящимся является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым, независимо от продолжительности действия или бездействия (проживание по недействительному паспорту или без регистрации).

Субъективная сторона (вина). Выделяются две формы вины – умысел и неосторожность, которые определяются классическим образом.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Читайте так же:  Возмещение ущерба от налоговых преступлений позволяет снизить налоговые долги

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Наряду с такими обязательными признаками субъективной стороны, как умысел и неосторожность, существуют факультативные. Последними признаются мотив и цель. В одних составах они указаны, в других — нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается админи­стративным правонарушением, если оно совершено по мотивам и в целях, прямо указанных в законе (например, заведомо ложный вызов пожарной охраны, милиции, скорой помощи).

Субъект правонарушения. Субъектами административных правонарушений признаются вменяемые физические лица, достигшие 16 лет, и юридические лица. КоАП РФ определяет четыре группы физических лиц: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и должностные лица. Понятие должностного лица совпадает с понятием в уголовном праве и дается в ст. 2.4 КоАП РФ. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Особый порядок привлечения к ответственности установлен для судей, прокуроров, депутатов, иностранцев с дипломатическим иммунитетом.

Особый субъект – военнослужащие и приравненные к ним лица. Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Служащие правоохранительной службы несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами о службе. За отдельные правонарушения эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. Однако к указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

Специальный субъект – лицо, указанное в норме КоАП РФ. Например, родители (несут ответственность за невыполнение обязанностей по воспитанию и содержанию детей), водители транспортных средств (по новым нормам – и владельцы транспортных средств), должностные лица. Ответственность наступает с 16 лет. Дела лиц от 16 до 18 лет рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних защите их прав. При малозначительности комиссии могут освободить от административной ответственности и ограничиться мерами воздействия, предусмотренными законами о системе профилактики несовершеннолетних.

Административная ответственность юридических лиц. Ст. 10 КоАП РФ закрепляет административную ответственность юридических лиц. Принципы применения ответственности:

[3]

1)если прямо установлена ответственность в статьях раздела 2 КоАП РФ или законах субъектов РФ;

2) если специально не указано в разделах 1, 3, 4, 5, что норма применяется только к юридическому или физическому лицу, то применяется и к юридическому лицу, насколько это применимо.

Юридические лица – понятие более узкое, чем организации, поскольку филиалы, представительства, общественные объединения, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не являются юридическими лицами. Существует ряд проблем на практике, т.к. перечисленные организации могут быть субъектами правонарушения, но не будут субъектами административной ответственности. Административное приостановление деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений как наказание применяется к юридическим лицам.

В основе Кодекса лежат две прямо противоположные концепции, что вызовет серьезные проблемы при применении норм на практике. Речь идет, в частности, о «столкновении» уголовно-правовой концепции публично-правового деликта, лежащего в основе преступления и административного правонарушения (как предшествующего преступлению по вредоносности) и гражданско-правовой теории юридического лица как объединения людей для управления совместным имуществом или достижения иного частноправового интереса. Эти проблемы состоят в следующем:

1) проблема вины, установление которой как элемента состава правонарушения обязательно. Ст. 1.5. устанавливает презумпцию невиновности, а ст. 2.1. определяет, что юридическое лицо признается виновным, если оно не приняло все зависящие от него меры, чтобы соблюдать установленные нормы и правила, хотя у него такая возможность была; то есть, вина понимается как гражданско-правовая конструкция «социальной безупречности поведения». (Д.Н. Бахрах посчитал это объективным вменением);

2) соотношение вины юридических лиц и должностных лиц. Ответственность одного не исключает ответственности другого, но ведь правонарушение юридического лица не может быть совершено иначе, как действиями физических, чаще всего, должностных лиц. Возникает вопрос о правовой природе этого явления;

3) правопреемство в отношении административного наказания выглядит достаточно необычно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Лишение специального права применяется только к физическим лицам, таким образом, решен вопрос о правовой природе лишения (аннулирования) лицензии – это мера восстановительная, применяемая в судебном порядке. До этого в литературе велись споры. Индивидуальные предприниматели несут ответственность по-разному: иногда как должностные лица, иногда как юридические лица.

Источники


  1. Филиппова Е. С. Жилищное право России; Юркомпани — Москва, 2009. — 328 c.

  2. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.

  3. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия; СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 142 c.
  4. Воробьев, А. В. Теория адвокатуры / А.В. Воробьев, А.В. Поляков, Ю.В. Тихонравов. — М.: Грантъ, 2015. — 496 c.
  5. Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения / В.Е. Чиркин. — М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 392 c.
Административное правонарушение — состав и виды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here